Рок-н-ролл жив! А я?..

Михаил Меркулов. Черноголовская газета №22 (314) от

Рок-фестивали в Черноголовке имеют давнюю историю. Еще в 1978 году у нас прошёл фестиваль, в котором, в частности, принимала участие легендарная «Машина времени». Десять лет назад состоялся первый всесоюзный рок-фестиваль «Подмосковные вечера», на котором впервые в Москве выступили «Наутилус-Помпилиус» из Свердловска, «Ноль» и «Нате» из Ленинграда, «Цемент» из Риги, зрители увидели одно из первых выступлений «ДДТ» в Москве. Как уже сообщала наша газета, 14-15 июня московский Фонд фестивалей и КДЦ «Гамма» проводят у нас в поселке рок-фестиваль «Подмосковные вечера-97». Сегодня мы публикуем беседу с председателем оргкомитета фестиваля Алексеем Филиным, научным сотрудником ИФТТ РАН, кандидатом физ.-мат. наук. Беседу ведет Михаил Меркулов из черноголовского рок-клуба.

— Лёша, ты был одним из организаторов знаменитого фестиваля 10 лет назад. Как получилось, что прошел он именно в Черноголовке?

— Весной 1987 года были сделаны первые попытки вывести неофициальных музыкантов на официальные площадки. Московские «подпольные менеджеры» Илья Смирнов и Наталия Комарова организовали первые легальные выступления некоторых весьма известных тогда по самиздатовским магнитоальбомам групп. Немедленно последовала реакция отмирающей системы, началась бурная кампания в центральной прессе, где людей, пропагандировавших лучшие образцы русскоязычного рока, называли не иначе как «перевертышами», «ставящими палки в колеса отечественного рок-движения» («Комсомольская правда»). Я познакомился с Ильей Смирновым еще в студенческие годы, в начале восьмидесятых, когда мы оба были членами редакции неподцензурного журнала «Зеркало», что было в те времена, мягко говоря, небезопасно. Именно в разговорах с Ильей весной 1987 года возникла идея провести рок-фестиваль подальше от московских бюрократов. У нас в Черноголовке культурная жизнь била ключом: только что отгремел фестиваль брэйк-дэнс, окрещенный остроумными организаторами в официальных бумагах «праздником танца», чтобы не было особых проблем с прохождением этих бумаг по инстанциям. Мы позаимствовали такую форму. В отдел культуры Ногинского горисполкома ушла заявка на проведение в поселке праздника песни «Подмосковные вечера», а мы начали подготовку к рок-фестивалю.
10 лет назад я был заместителем председателя оргкомитета, а председателем был первый секретарь Октябрьского райкома ВЛКСМ, которого я не видел ни разу в жизни. Справедливости ради надо сказать, что комсомол существенно помог в нашей работе, по сути, он выступил спонсором. Помогли также некоторые научно-исследовательские институты нашего поселка: тогда наука еще не была бедна, как церковная крыса, и у них была такая возможность.

— Каким образом подбирался состав участников того фестиваля?

— Принцип отбора музыкальных коллективов был прост: мы приглашали группы, хорошо известные по своим магнитоальбомам, но не имевшие возможности выступать на концертных площадках из-за отсутствия у них официального статуса. Этот принцип оправдал себя полностью.

— Почему фестиваль не стал традиционным?

— Наш фестиваль — проект сугубо некоммерческий. Такой проект не может быть осуществлен в системе шоу-бизнеса, которая начала зарождаться как раз примерно 10 лет назад.

— Каким же образом в таком случае организовывается нынешний фестиваль?

— Весьма непростым. У нас нет крупного спонсора, мы по крохам собираем необходимую на проведение фестиваля сумму. В основном это частные пожертвования тех людей, которые 10 лет назад принимали активное участие в организации того фестиваля, а сейчас согласились поддержать этот. В таких условиях мы вынуждены выставить достаточно высокие цены на билеты, впрочем, эти цены все равно остаются в несколько раз ниже, чем цены на аналогичные мероприятия в Москве.

— Что общего между фестивалями 87-го года и нынешним?

— Как и 10 лет назад, мы приглашаем подающие надежды группы, не имеющие иной возможности выступить перед столичной аудиторией. Мы надеемся, что по крайней мере некоторые из них через 10 лет будут играть на стадионах. Так что прежней осталась сама концепция подбора участников.
Но более интересными мне представляются те принципиальные новшества, которые мы покажем в этот раз. Мы собираемся организовать трансляцию части фестивальных концертов в реальном времени через Интернет. Это будет первый прецедент в России (и, если я не ошибаюсь, третий в мире). Уже сейчас мы пользуемся мощной информационной и организационной поддержкой московского Интернет-клуба «Скрин» (его председатель Наталия Комарова — сопредседатель оргкомитета нашего фестиваля). Подробнейшую информацию о нашем мероприятии можно найти по адресу http://www.screen.ru/fest

— Расскажи, пожалуйста, какие коллективы мы сможем увидеть в этот раз.

— Из старого состава — рижский «Цемент» и московские «Вежливый отказ» и «Веселые картинки». Выступят молодые коллективы «Д.Р.Ы.Н.К» и «Горн» из Краснодара, «Кабриолет Лесничего» (Севастополь), «Небесная Дверь» (Москва), «Остальное Наличными» (Нижний Тагил), «Новая Земля» (Архангельск), «КС» (Питер).

— Так что же, не будет ни «ДДТ», ни «Наутилуса», ни Дяди Федора из «Ноля»?

— Может быть, и будут, но обещать я не могу. Тяжело разговаривать с коллективами, привыкшими зарабатывать по 5000 долларов за выступление, об участии в некоммерческом проекте. Однако переговоры ведутся. Возможен сюрприз: мы ведем переговоры с архангельской группой «Облачный край». Но так или иначе, состав участников нынешнего фестиваля уже сейчас по уровню существенно превосходит вариант десятилетней давности. Фестиваль будет исключительно интересным, и никто из зрителей, посетивших наши концерты, об этом не пожалеет.

© 2004 — 2023 chgmusic.ru