Как я сделал фестиваль

Владимир Фролов. Журнал «Освещенка» № 15 от

Владимир Фролов — популяризатор черноголовской музыкальной среды во всем мире, создатель сайта chgmusic.com и наш постоянный автор музыкального направления. В прошлом году, если помните, он писал в «Освещёнку» в каждом номере. Когда акцент журнала переместился на деятельность Клуба Развитие, мы о музыке писать перестали. Но Вова не оставил себя без внимания; взял да и сделал в Черноголовке в конце лета музыкальный фестиваль. Конечно, проведение серьезного фестиваля своими силами — это незаурядное событие. И после настойчивой просьбы Владимир рассказал об этом сокровенном опыте.

Семь лет назад на фоне расцвета новой музыкальной волны, находясь в длительной командировке в Петербурге, я почувствовал силы сделать что-то массовое — для друзей, для молодёжи, для людей. Вернувшись в Черноголовку, я активно занялся организацией своего первого музыкального фестиваля, посвященного годовщине интернет-ресурса о черноголовской музыке. И вскоре фестиваль благополучно прошёл в «Гамме». В тот раз отыграло одиннадцать рок-групп. После этого я решил не останавливаться и проводить подобные мероприятия впредь.

И вот снова завершалась зимняя петербуржская спячка, наступала пора энергии и движения. Если раньше идея «опенэйра» мне казалась трудно реализуемой, то сейчас не было ни малейшего сомнения, что всё получится. Я хотел довести дело до конца.

Концепция фестиваля была понятна — два дня под открытым летним небом. С музыкой, да не просто музыкой, а с барабанами и «электричеством». Я не люблю замыкаться в определенных рамках, поэтому и фестиваль решил сделать разноплановым, и обязательно независимым и андерграундным. С подачи Виталия Гольденберга, который вызвался мне помогать, в качестве основы программы мероприятия я взял панк-рок стилистику, и мы отделили ее первым днём от остальной музыки. На второй день мы планировали все, что только можно придумать: немного акустики, джем-сэйшны, фанк, разнообразные музыкальные эксперименты и прочее. А название «Лета Не Конец» родилось само собой, просто от нежелания принимать факт наступления календарной осени. Всё-таки хотелось провести ещё одни выходные под летним небом. Одной из основных задач было найти аппаратуру, которая соответствовала бы техническим требованиям исполнителей, а потом ещё установить её и настроить. Это было камнем преткновения, поскольку никто из нас не владел необходимыми знаниями. Из-за этого мы упустили много времени. Но делу помог мой друг Никита Филиппов — грамотный звукорежиссёр и настоящий профессионал.

Параллельно с этим мы занимались получением разрешения на проведение мероприятия в местной администрации. Увы, обе попытки оказались безуспешными. Отказ нам объяснили предстоящим Днём города. Но мы всё же решили провести фестиваль. Аккуратно, никому не мешая, под свою ответственность. Исходя из этого и место выбирали. Самым подходящим оказался район истоков реки Черноголовки.

За день до начала я прибыл в Черноголовку, где меня ждала команда помощников — организаторов фестиваля. Часть необходимой аппаратуры уже была готова к погрузке. Всю акустику нам любезно предоставил Алексей Засовин (гр. «КаГоры»). В сумме получалась мощность порядка 2кВт; не сказать, чтобы много. Но как оказалось, этого вполне достаточно. Барабанная установка приехала в багаже одной из групп. А всей мелочёвкой, необходимой для коммутации и звукоусиления, мы обязаны Даниле Иванову (гр. «Не мечтай»). Мы планировали прибыть на место и начать «разворачиваться» с самого утра, но судьбе было угодно распорядиться иначе. Только когда окончательно стемнело, мы принялись перетаскивать вещи на основную поляну. Поле было нехоженое, трава — по грудь, но какая чудесная панорама открывалась на освещенный огнями город!

За ночь мы натаскали из леса молодых поваленных елей и успели в буквальном смысле срубить каркас сцены из опорных столбов и поперечных балок. Каркас укрыли тентами, которыми я обзавелся специально для этого. Освещение, да и всё прочее электричество, поступало от генератора, который мы установили поодаль от сцены, в траве. Наутро, когда на место прибыла оставшаяся часть аппаратуры, мы приступили к сборке.

Это было непросто. По мере подключения то и дело обнаруживалось отсутствие всё новых и новых проводов, и казалось, этому не было конца. Но мы смотрели на все это оптимистично, ведь без трудностей не было бы так интересно. И вот последний, такой долгожданный провод прибыл на поляну — можно начинать! На часах уже восьмой час, а ведь планировали стартовать после полудня.

Первая группа оказалась как нельзя кстати. Многообразием инструментов и позитивно направленной музыкой «Натоптыши» завели уже разогретую ожиданием публику с первой песни. «Я смотрю на макароны, макароны смотрят на меня, между нами пустота», — эти несерьезные слова под зажигательную ритмику в стиле «ска» долго еще звучали в голове.

Не обошлось дело без участия вечнозеленого «Можжевельника». Несмотря на все сложности в группе, Борис Ечмаев нашел возможность выступить с номером про давно всем полюбившиеся «полбутылки до весны». А аккомпанировала ему бас Алексея Левченко.

К этому моменту у сцены уже собралось довольно много зрителей, узнавших о месте проведения из нашей рекламной кампании в интернете, на информационной страничке фестиваля и в социальных сетях. Тут я встретил много знакомых из Черноголовки. А вообще фестиваль получился в основном из «своих» артистов. Сюда приехали московские и подмосковные панк-группы со своими поклонниками. Последние были «при полном параде»: в цветных лоскутках на одежде, с «ирокезами. К нам заглянули проходящие неподалеку родители с дочкой, и даже заехал в гости велосипедист из Питера.

В темноте сюда сходились группки людей, устремившихся со всех окрестностей на звуки горнов завершающей первую часть фестиваля «Скамбоджи». Музыка их многоголосой духовой секции доносилась до города разборчиво и настойчиво.

Казалось, такое удачное и радостное завершение дня не могло предвещать совершенно противоположное начало следующего. Всю ночь шел дождь, который не закончился к утру. Все, кто остались ночевать, утром собрались и разъехались, артисты не звонят и не объявляются, перед сценой размесили лужу грязи — в общем, всё против нас. Но на самом деле все верили в то, что это очередное испытание. И действительно, вскоре всё снова наладилось. Даже солнце вышло, как только московский раста-бард Жан Жаныч с группой исполнил первую песню во славу Джа.

Наш земляк Юра Боярченко поддержал тему авторского исполнения своих рассказов под акустику, проникнутых светлой печалью русского рокера, а я ему с удовольствием подстучал на конгах и кахоне.

Затем на сцену вышли профессионалы области психоделического рока — группа «КаГоры». Впервые я услышал их в живом звучании и должен сказать, они молодцы. Я восхищаюсь тем «густым» фирменным звучанием, которое они создают втроем.

Не только этой троицей порадовал день. Была и еще одна группа, которая называется «ByZero», сейчас вижу даже некоторую схожесть в написаниях названий. Своим сумасшедшим и импульсивным, сложной размерности, монотонным джаз-фьюжном, они показали, что такое настоящий панк-рок. Виртуозный барабанщик Алексей Бобровский синхронно повторял всю ритмику бас-гитары, которая звучала настолько плотно и «нагруженно», будто рядом ревела ещё и электрогитара. Поверх этого звука то и дело появлялся истерический саксофон известного по группе «Аукцыон» Николая Рубанова.

Немного каверов и собственных «околоблюзовых» песен красивым голосом исполнила вокалистка из московской группы «Overlove». Музыканты из группы «Hamish», увы, так и не появились на мероприятии, тем самым потянув за собой и группу «Metall heart» (у них тот же барабанщик). Также, к сожалению, не смогли принять участие волынщик Дима Власов со своим проектом фолк-электроники и Дима Мокров из проекта «MKRV».

В заключение вечера на сцену вышел черноголовский рэпер и мастер слова Саша Кочергин, или, как он себя называет, IMP. Он прочитал несколько своих текстов для оставшихся зрителей. И как в театре, на поле по окончании действа опустился тяжелый белый туман, словно занавес.

Всего на фестивале отыграло четырнадцать исполнителей, примерно поровну в каждый из двух дней. Я хочу ещё раз поблагодарить всех, кто помогал в этом непростом, но увлекательном деле.

И до новых встреч!

© 2004 — 2023 chgmusic.ru