Без страха захлопать не вовремя

Вячеслав Горбатый. Черноголовская газета №54 (1019) от

«Как и восемь лет назад, у нас в Большой гостиной Дома учёных большой праздник!» — такими словами кпавишник джазового трио Just Friends Дмитрий Архангельский приветствовал черноголовскую публику вечером 18 декабря.

Конечно, не все помнили спустя восемь лет имена остальных двоих. Но музыкант не стал спешить с их представлением, не назвал и тему первой импровизации, а просто заиграл на синтезаторе. К нему присоединился саксофонист. Прозвучали первые — пока ещё сдержанные, тем более что и музыка была в характере «разогрева» — аплодисменты, и к исполнению второй пьесы, тоже на неназванную те¬му, присоединилась пе¬вица в сверкающем тёмными и светлыми блёстками платье. И здорово похожая на Ларису Долину, — но всё же не настолько, чтобы перепутать: сходство было явно подчёркнуто и по-доброму подкарикатурено.

Тем более что звали её Татьяна Толстова. Обратившись к нам, зрителям, со своим тёплым приветствием, она перебрала все обращения: и «дам» с «господами», и «леди» с «джентльменами», и прос¬то «товарищей» с «друзьями». «Потрясающе тёплый город! Доброту вашу мы чувствуем уже с утра!» — такую характеристику из её уст получила Черноголовка. Михаил Чернов, саксофонист в тюбетейке, представленный как «легендарный дядя Миша», был не столь щедр на слова. Что ж, играя на самом «говорящем» из музыкальных — не только духовых — инструментов, можно позволить себе быть немногословным.

Звучали, по словам музыкантов, композиции на классические джазовые темы («стандарты») — блюзовые, танцевальные… В третьей пьесе, философски названной: «У меня ничего для тебя нет, одна любовь», вовсю развернулся клавишник, в следующей, «Самба одной ноты», — саксофонист, предупредивший, что нот будет гораздо больше. Повод задуматься над философским смыслом названия. Может быть, эта главная нота подобна любви из предыдущей пьесы, боящейся затеряться в мире вещных благ? А что именно за нота — это уже решать каждому, кто слышит музыку. Тема бразильская — и, по словам дяди Миши, очень хотелось поработать над ней в честь зимы и метели! И вдобавок пронизывающего ветра, который, полагаю, запомнился тем, кто в этот вечер шёл в зал Большой гостиной.

Татьяна оказалась не единственной вокалисткой: порой, в избытке вдохновенья, к ней присоединялся и саксофонист, словно стараясь допеть то, что не уместилось в сверкающий интеграл. Но вдруг мы услышали целый бессловесный хор, джазовый и одновременно напоминающий о мадригальной полифонии. Не все сразу поняли, что это не запись, а игра Дмитрия, переключившего синтезатор на соответствующий регистр.

С радостью обнаружив в зале не только взрослых, но и детей, Татьяна посвятила им композицию на тему, называющуюся так: «Ребёнок, всегда возвращайся домой!» И с особым увлечением Дмитрий, Татьяна и Михаил разработали тему с тем же названием, что и их трио.

Кто учит слушателей джаз-концертов, в каких местах следует аплодировать, не дожидаясь окончания пьесы — так, что аплодисменты становятся пусть нехитрой, но органичной и весомой частью целого? Сама музыка, — ибо, похоже, любой другой ответ будет неточным.

© 2004 — 2023 chgmusic.ru