Аншлаг по-андалузски
Наталья Гаврилова. Черноголовская газета №3 (916) от
Большой концерт музыкантов-инструменталистов в Корпусе общего назначения — не частое событие. В его зале, отрадно многолюдном, 21 января звучали гитары…
Звуки трепетали в воздухе, будто сыпался бисер по столу… нарастало ожидание неожиданного, и… Мощный аккорд всех струн барабанным ритмом forte разбивает поток на осколки! Пауза (для вдоха — и замереть!), — и снова заструилось серебро звуков. Так начался необычный концерт инструментальной группы LOS LOCOS — гитаристов, выступающих в стиле испанского фламенко.
Небольшое отступление: стиль (более точное название — канте фламенко) уходит корнями в андалузский фольклор. Обладает эмоциональным колоритом с внутренней стихийной силой, разнообразием ритмов (прищел¬киванием пальцами, дробью ног, хлопками), с использованием кас¬таньет и, конечно, гитары. Исполняется как инструментально, так и в танцевально-песенном жанре. Нашел отражение в творчестве испанского композитора Мануэля де Фалья.
Но вернемся в зал Корпуса общего назначения: именно там состоялся концерт. Поскольку желающих услышать фламенко «вживую» было гораздо больше, чем позволили стены Большой гостиной, директор «Гаммы» Н.Р. Николова при поддержке Президиума НЦЧ РАН за день до выступления музыкантов сумела перенести встречу — и был аншлаг! Мало привычная для россиян музыка южной Испании в исполнении профессионального ансамбля гитаристов и завораживала, и удивляла, и покоряла. Руководитель ансамбля, профессор Ереванской консерватории Акоп Джагацпанян в непринужденной форме рассказал слушателям о создании ансамбля, гастролях по России и зарубежью и представил своих коллег. Ваан Давтян, Тигран Айвазян и Ашот Васканян уже закончили Ереванскую консерваторию. Молодые музыканты не только играют на гитарах, но и виртуозно используют ритмическую группу, в частности, древний перуанский ударный инструмент дахо — просто ящик, но из ценных пород дерева, с акустическими зазорами, что позволяет имитировать различные ударные инструменты и подражать топоту копыт. Сейчас дахо используют в канте фламенко и сами испанцы. В программе ансамбля прозвучали сочинения испанских композиторов: Мишеля Камильо «Испанское танго», «Румба» Кортеза; авторские сочинения Акопа Джагацпаняна и, как сказал руководитель, групповые, которые «испекли только накануне»: весьма интересные импровизации на заданную тему. Колоритное выступление музыканты сопровождали гортанными выкриками, ритмическими хлопками рук: закроешь глаза — и ты в горячей Испании! Полтора часа просто пролетели, уставших музыкантов не хотели отпускать, но договорились о новой твор¬ческой встрече (концертный зал городу весьма необходим!). А публика уходила в тихо падающий снег, унося в душе солнечную Испанию.